На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Как праздновать славянские майские праздники?

1-2 мая Жива. Ярилица

Богиня Жива сходит в Явь, дабы породить плоды богатые. Отмечается на 40-й день от захода Божича.

Свое имя Богиня Жива получила за то, что пробуждает ярую силу жизни во всем, что имеет душу и Дух Божий. Жива - это воплощение Лады Матушки, она занимается исцелением и оздоровлением всего сущего.

Жива сходит к людям как жизнетворящий Свет Рода Всевышнего. Она присутствует во всем, что живет.

Со 2-го мая в степной и лесостепной зоне Руси появляются первые плоды, на полях пестрят всходы. Поэтому этот праздник в нашем «хлеборобном» народе отмечался с чествованием полевых всходов. Праздник проводят у засеянного поля или собственного приусадебного участка. Обряд освящения всходов и прославление матушки Живы следует начать обходом нивы с восточной стороны, посолонь. С четырех сторон поля (огорода) Волхв поочередно разжигает праздничные костры. Духовному проводнику помогает девушка-жрица, ряженная Живой (одежда богато украшенная растительностью и особенно фруктами). В руках у жрицы вырезанная из дерева кукушка - птичий символ Живы-Живицы. Кукушка кует человеку годы жизни, т.е. измеряет его время жизни в Яви и время встречи с Марой. Поэтому в Живин день просят кукушку накуковать многие лета.

В пожертвование Живе приносят: пироги, хлеб, ленты, цветы, венки, холсты, молоко, крашеные яйца, пшеничную кашу, печенье «Жаворонки».

Славление Живе:

Светлая Матушка - Жива! Славим Тебя за Силу Твою Животворную, Ты есть Источник Воды Чистой, Луч Света РОДа Всевышнего, который Жизнь дает и Здоровье приумножает. Сойди, Матушка, со Саврги Синей и войди в жито-пшеницу нашу, дабы напилась она Силы Божьей. Пусть в кореньях, стеблях и колосьях прибывает Свет РОДа Всевышнего! Матушка-Жива, видим мы, как Лучи Твои Исцеляют болезни все, ибо есть Ты Всеблагая и Вселюбящая, Величественная и Всеисцеляющая Матушка наша! Слава Живе!

Этот месяц называется маем у многих народов.

Есть давние слова «маяться», «маяти», связанные с душами предков, которые приходят к нам во время Зеленых праздников, потому что с 1 мая начинается Зеленая неделя, которая завершается праздником Троицы 6 мая (семь недель после Великодня по шестидневке). Именно в начале мая свои первые листья распускают деревья. Хозяин вносит в дом ветки клена - и они наполняют дом особенным запахом, с которым в дом приходят души предков. В первых числах мая встречают их с радостью. У многих народов еще до сих пор сохранился обычай «маевки» - развлечения, гуляния в Священной роще или в лесу, где молодежь демонстрирует свою удаль в играх и забавах. Эти праздники в Коле Сварожьем есть и в другие времена года (1-2 августа, ноября, февраля, когда почитали предков).

6 мая  Троица. Зеленое Воскресенье

Зеленые праздники обычно начинаются в пятницу. Женщины на рассвете идут в лес, чтобы заготовить лекарственные травы и произвести женские обряды. В субботу, в канун Троицы, рвут душицучабрецполыньаир, украшают душистым зельем светлицы - лавки, стены, подоконники, образы, аиром же присыпают пол. Веточками клена, липы, ясеня украшают подворье, ворота, плетни, хлев, дверные косяки дома и крышу. Тропинку, которая ведет от дороги к порогу, украшают высокими ветками.

Праздничное кушанье на троицу - холодный борщ

2-3 молодые свеклы, 2 круто сваренных яйца, 2 свежих огурца, 2-3 молодые картофелины, зеленый лук, укроп, петрушка, соль.

Свеклу очистить, нарезать крупными дольками, поместить в подсоленную кипящую воду.

Дать прокипеть два раза, затем половину свекольного отвара слить, добавить воды, положить очищенный нарезанный картофель и варить до готовности. В остывший бульон добавить порезанную зелень, рубленые яйца и огурцы, влить остальной бульон, досолить по вкусу. Подавать борщ холодным, заправленным сметаной.

В этот день в храме освящают зелень, празднуя величие силы Рода Всевышнего, который в лике Ярила наполняет все силой и буянием.

Обряд на достаток

Пойдите утром в лес, найдите осину, повернитесь к солнцу лицом и наговорите на монетку, после чего положите монету в ямку и присыпьте землей:

Матушка Макоша! Из тебя зелень зеленая порастает, урожаем мир благословляет! Я тебя верно славлю, почитаю, Род берегу, на добро наставляю. Благослови нас (фамилия) дарами своими! Матушка Мокоша, посылаю мое сажево. Пусть растет ростком, живет урожаем. Как мышь монету не сгрызет, червяк не источит, так чтобы и достаток мой никто не сглазил. Как земля зелен-травой порастает, так достаток в дом идет, благом прирастает! Слава Макоше-Матушке!

10 мая Русалий Великдень. Зельник

Почитание русалок. На юге Руси - собирание целебных трав. Купель на травах. Отмечается на 18-й день от Ярилы Буйного.

В этот день до восхода солнца, когда еще не спала роса, ходят собирать травы. Женщины идут к тайным местам - где петухов не слышно, куда не доносится лай собак.

Отыскав растение, становятся лицом на восток и молятся: «Матушка Лада ходила, зелье родила, ведром поливала, нам в помощь давала!» или:

«Трава-трава, красна-девица, не я тебя сажала, не я и поливала: Даждьбог тебя сажал, Даждьбог и поливал, всякому внуку на помощь давал!».

На Зельник купаются в купели из целебных трав. Женщины и мужчины, нарядившись в праздничные одежды, идут на поля, устраивают трапезу с разнообразными забавами, а затем разносят еду на края нив - для русалок.

Плетение венков

Утром девушки выпекают пирожки и готовят яичницу (это блюдо обязательное в троицких обрядах). В обед молодежь собирается на одном из дворов. Ставят посередине срубленную березу, а рядом - кувшин с водой.

В определенное время одна из девушек подходит к «кусту», переворачивает сосуд с водой и вынимает березку. Держа ее в руках, идет к отворенным воротам. Процессия сопровождается песней. Ее запевает ведущая, а остальные помогают:jivana

Ой, завью веночки да на все святочки,

Ой на все святочки, на все праздники,

Да рано, рано на все праздники.

А в бору сосна колыхалась,

Дочка батюшку дожидалась:

- Ой мой батюшка, мой голубчик,

Ты прибудь сюда хотя на лето

 

Идя дорогой к лесу, девушки поют песни:

Проведу я русалоньку в лесок,

А сама я вернусь в село.

Мы свою русалоньку проводили,

Горькой осиной заломили.

 

На лесной опушке расстилают скатерть, готовят принесенную с собой еду и напитки (преимущественно мед-пиво) и садятся обедать. По окончании трапезы девушки расходятся, чтобы плести венки. Иногда они собираются возле одного дерева, а когда девушек много, отыскивают несколько березок с таким расчетом, чтобы ветви разных деревьев можно было достать и сплести их вместе. Разбившись по парам, плетут веночки, не отламывая веточек. Эту работу сопровождают песней: «Ой, выгляни, серебряный месяц, из-за тученьки, должна выйти из воды сестра-русалонька.

Распрощалась она с миром, моя мила, а сегодня должна выйти, потому что зеленая неделя».

 

Управившись с плетением венков, девушки обмениваются друг с дружкой через веночек писанками и целуются: после этого обе становятся «кумами». Когда действо с венками и «кумованьем» заканчивается, начинают выбирать старшую куму.

Каждая девушка скручивает или связывает в узел свой платок и все вместе подбрасывают их вверх. Чей платок подлетел выше, та девица и считается «старшей кумой». Потом образуют круг. Старшая кума приседает, а собравшиеся покрывают ее платком, концы которого привязывают к колышкам; она будто засыпает. Взявшись за руки, подружки танцуют вокруг «спящей русалки». Спустя некоторое время «соня» просыпается, подпрыгивает, вливается в танец и бьет порукам присутствующих. Группа оживает в остротах, шутках, громком смехе. После этого все возвращаются в село.

С четверга венки хранят до первого дня Зеленых праздников. В воскресенье девушки опять идут вместе в лес, чтобы развить их. Каждая пара тщательно присматривается к своему веночку: если он свежий — это хороший признак, а когда вялый - не очень.

Есть еще тайный обряд для женщин ведающих, но здесь мы о нем не будем рассказывать.

 

13 мая Проводы Русалок (понедельник через неделю после Зельника)

Первый после Русальей недели понедельник считается последним днем «княжества русалок». Это обычные проводы мавок с поля в лес. В таком торжественном действии принимают участие все женщины и много мужчин. Украсившись цветами и веточками деревьев, все идут в поле, напевая:

Ой, проведу я русалочек в лесок, а сама вернусь в село.

Идите, русалки, идите, да нашу рожь не ломите...

А наша рожь в колосочках, наши девоньки да в веночках.

... Проводили русалочек, проводили,

чтобы они к нам не ходили,

Да нашей ржи не ломали, да наших девушек не ловили.

15 мая Троян. Весенние Деды. За 40 дней до Купалы

Души Предков сходят в Явь, супруги зовут души дабы они воплотились в их потомках. Вхождение в солнцекресное духовное и телесное очищение. Обряд поминания Предков.

Главная суть праздника - это обрядовое зазывание родственниками своих прародителей воплотиться в детях, которые будут зачаты на Купала - через 40 дней. Ведь именно через 40 дней состоится великий праздник сочетания Солнца (Даждьбога) и Воды (Даны), а одновременно и Внуков Даждьбожьих. Ибо это велит нам Сварог: «Даждьбог будет Отец ваш. Того должны слушаться, и он вам скажет, что должны делать, и как говорит, так и творите» (Велесова книга). Поэтому и действуем, как наш дед небесный, как он говорит. Души, которые не были призваны на новое рождение, возносятся обратно во Сваргу, поэтому этот праздник еще называют Вознесением.

Картина дня

наверх