На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

СКАЗКА - ЛОЖЬ, да в ней НАМЕК!

Как известно, сказка – ложь, да в ней намек. Причем основательный такой намек! По крайней мере, в этом уверен астропсихолог Николай Денисенко. Приоткрывая завесу тайных смыслов хорошо известных всем сказок, он предлагает почерпнуть оттуда мудрости предков.

«Сказки — это не просто развлечение для детей, а глубокие и многослойные истории, отражающие универсальный опыт человечества и базовые паттерны психики, - рассказывает Николай Николаевич.

– Вот почему даже у отдаленных друг от друга народностей пересекаются сюжеты сказок. Например, девушка-изгой и ее завистливые сестры впервые упоминаются аж на страницах древнего китайского манускрипта, которому три тысячи лет. И только в средние века появилась «Золушка»…»

И, самое главное, в сказках действительно заложен великий сакральный смысл. Шапка-невидимка, ковер-самолет, меч-кладенец, молодильные яблоки и другие волшебные предметы — всё это атрибуты обитателей тонких миров. Кстати, дети воспринимают сказочную реальность шире и чувствуют больше энергетических полей, чем взрослые. Поэтому так важно рассказывать им «правильные», аутентичные сказки – русские народные без сокращений, сказки Арины Родионовны и творения Пушкина, которые позволяют прикоснуться к сокровищам мудрости наших пращуров».

Вместе с Николаем Николаевичем рассмотрим, как в разных сказках отражается реальность иных миров.

Тридевятое царство

Вариант «тридевять» известен не только в русском языке: чехи обозначают «далеко-далеко», говоря «за девятью горами», болгары — «за девятью землями». Секрет — в сакральности тройки у славян. Девятка же трижды сакральна. Так что в сказках чудесное царство сначала помещали за девять земель, а потом для усиления эффекта добавили еще и тройку. Можно также считать его синонимом рая, идеального места бытия. Но, чтобы достичь его, надо преодолеть некий водораздел между мирами.

Курочка и яйцо

В сказке о Курочке Рябе центральную роль играет яйцо - отражая создание мира. Ряба, как и древнеиндийская птица Калаханса, сносит Мировое Яйцо - зародыш будущей Вселенной. Этот символ подразумевает, что не каждому дано постичь глубокую мудрость сразу; иногда мы довольствуемся лишь простыми истинами.

Мотивы сотворения мира пронизывают и сказку о Медном, Серебряном и Золотом. Иван-царевич отправляется на поиски своей матери в потусторонний мир, где царевны дают ему клубочки, символизирующие целые царства. В других версиях он получает как раз яйца - модели Вселенной.

Вспомните и «Царевну-Лягушку», где Василиса Прекрасная вышивает чудо-ковер, символизирующий весь мир:

Она шьет узоры мудреные:
Первый — красного солнца,
Другой — светлого месяца,
Третий — всю Вселенную.

Что это, как не процесс творения мира? Завершая свои шедевры с восходом зари, Василиса ассоциируется с божественной Матерью-Природой, богиней-создательницей красоты и гармонии.

Колобок

Этот сюжет можно – ни что иное, как отражение астрономических наблюдений. На древнеславянском языке КОЛО означает вращение. Получается, что КОЛОБОК символизирует вращение, причем так, что к наблюдателю он всегда повернут одной стороной. Так это же Луна!

В более древней версии этой сказки встречающиеся Колобку птицы и звери откусывают от него по кусочку, и к Лисе он является уже маленьким кусочком – поэтому-то она его «ам» - и съела целиком. Так иллюстрируется движения от полнолуния к новолунию. Едоки же – Лебедь, Ворон, Вепрь, Медведь и пр. - представляют собой чертоги Славянского круголета, то есть знаки альтернативного Зодиака.

Репка

Эта сказка иллюстрирует значения, связанные с семьей и традициями. Репка — это символ корней рода, посаженная мудрым Предком. Каждый персонаж несет свой смысл: Дед олицетворяет древнюю мудрость, Бабка — традиции и Дом, Внучка - будущее, Жучка — охрану достатка в Роду, Кошка — благостную атмосферу Дома, Мышка —благосостояние; мыши появляются только там, где есть изобилие. Урок, заключенный в этой сказке, говорит о необходимости взаимодействия и любви, без которых не может быть гармонии и продуктивной жизни.

Теремок

Это — символ головы. Еще ничего, если в нее попала маленькая мышка-норушка (въедливая мысль). Но когда человек начинает ее подпитывать страхами, та вырастает в лягушку, зайку, лисичку… А потом в медведя, который теремок и разрушил. Вывод: если что-то беспокоит, разбирайся с проблемой, не доводи до психологической беды.

Кощей

Имя Кощей произошло от древнеславянских священных «кощун» - деревянных книг с уникальными знаниями. Хранителя такого наследия называли «кощеем». Но с приходом православия все положительные персонажи славянского пантеона стали отрицательными, и появилось слово «кощунство», означающее следование древним нехристианским обычаям.

Есть и еще одна любопытная версия: в пантеоне славянских богов Кощей является одним из проявленных ликов Чернобога, персонифицирует тёмную и холодную часть года, а девушки, которых он забирает в свои владения – живительную силу весны. Спасающий красавицу царевич – символ солнца, мощной весенней грозы, которому помогают силы природы. Его победа – это победа над смертью, мраком и холодом.

Смерть Кощея – игла в яйце – это мотив оси мира, соединяющей небо, землю и подземный мир (Навь, Явь и Пекельное царство). Кощей как вершина зимы – «зимнее солнцестояние», Иван-царевич как вершина лета – «летнее солнцестояние». Между ними идёт вечная борьба, смерть одного становится жизнью другого.

Баба-Яга

Баба-Яга изначально была образцом заботы и мудрости. Она путешествовала по Земле на Огненной Небесной Колеснице, собирая по деревням сирот и обучая их основам жизни, традициям Рода и знаниям о природе. В её Скиту у подножия Ирийских (Алтайских) гор проходили обряды посвящения: детей облачали в белые одежды и укладывали в углубление в земле, а вокруг поджигали хворост – это символизировало их перехода во взрослую жизнь. Со стороны, да еще несведущему человеку, такое, конечно, могло показаться жертвоприношением!

Этот обряд также перекликается с «перепеканием» младенцев — способом, который издревле использовался для укрепления здоровья детей жаром погасшей (!) печи.

С каждым столетием образ Бабы-Яги искажался - после крещения Руси она стала вовсе стала страшным пугалом. При этом в сказках все равно налицо благие намерения Бабы-Яги: она выступает как дарительница и знахарка, предлагая своим гостям пищу, баньку, ценные советы и путеводный клубок-навигатор.

По щучьему веленью
Печь символизирует свет и богатство сознания, в котором находился Емеля, занимаясь постоянным самосозерцанием. Но без связи внешнего и внутреннего мира нет гармонии, поэтому его насильно отправляли то за водой, то за дровами. Благодаря щуке Емеля освоил метод сознательного намерения: «По щучьему велению, по моему хотению». В слове «щука» слышится «щур, пращур» - то есть родоначальник, Дух человеческий. Река выступает информационным каналом сознания, закованным во льды внутренних догм. Освободив свой Дух, Емеля получил как бы сверхвозможности, недоступные в обычном сознании: теперь он может изменять мир и управлять своей судьбой.

Сказки-подсказки

«Сказка соединяет наше сознательное с личным и коллективным бессознательным, с миром образов и эмоций, - подытоживает Николай Денисенко. - Если человек застрял в какой-то проблеме, она непременно поможет ему найти выход – напомнит о том, что он всегда знал, но забыл.

Конечно, вы не получите четкие инструкции вроде «в полночь ударься оземь и нырни в чан с молоком». Но, читая сказки, важно подумать: что лично для вас означало бы подобное испытание? А встреча с угрозой? Все это запустит в вас работу внутреннего голоса. Вступая в диалог с универсальными истинами, вы сможете изменить свое восприятие и жизнь в целом. Желаю успехов на этом увлекательном пути!»

 

Плашка

Что будет, если ребенку совсем не читать сказок?

Своими мыслями на эту тему делится пензенский сказкотерапевт Наталья Шавра: «Сказки – важный этап «образования» личности, и если он пропущен, человек будет жить не по собственному алгоритму, а под влиянием чужих установок, зачастую субъективных. Это будет не жизнь, а преодоление – безо всяких чудесных событий.

Так что важно читать детям сказки и делать это правильно. Если это готовые истории, озвучивайте их полные варианты, а не сокращенные. Если придумываете сказку сами, делайте это вместе: пусть малыш рассуждает, какой путь выбрать герою, с помощью чего победить зло.

Учтите, если ребенок уповает лишь на помощь феи, это тревожный знак: скорее всего, он не видит реального выхода из какой-то ситуации. Если же речь о персонажах типа волка, тут все просто. Волк для Ивана-царевича — это и друг, и подсказчик, и тот, кто может быстро куда-то довезти. Вокруг вас наверняка есть люди, к которым можно обратиться за советом, либо самому стать «волком» — например, за компанию взять в парк знакомого ребенка, которого некому туда сводить. А еще очень хорошо подкреплять повествование талисманами: например, повесить «волшебный» фонарик в детской комнате, тогда ребенок перестанет бояться монстра под кроватью».

Мои контакты: с.т. +79053668827,

Viber, WhatsApp +79053668827,

Skype: cancer6122

ВКонтакте: https://vk.com/dionisen

Одноклассники: https://ok.ru/profile209633334903

Telegram: https://t.me/dionisen

https://t.me/AstroDenisenkoChannel

Web Site: https://dionisen.mirtesen.ru

 

 

Картина дня

наверх